Всемирная выставка

Крупнейшим событием, последовавшим за Нью-Йоркской ярмаркой, была Всемирная выставка в Монреале в 1967 г. Интересно, что па ней не было ни одного пневматического сооружения, и наибольшим успехом пользовался павильон ФРГ, который создали Р. Гутброд, Ф. Отто, Ф. Леоигардт, Г. Кендель, Г. Кис Медлин. Это была тентовая конструкция нерегулярного плана, состоящая из тросовых сетей и мембран, опертая в середине на стойки. Там же находился американский павильон Бакминстера Фуллера в виде геодезического купола диаметром 50 м, но произвольно спланированный тент Фрея Отто восхищал сильнее своими более органичными, точно рассчитанными формами. На монреальской выставке было много тентовых павильонов, и ее можно было бы назвать ЭКСПО тентовых конструкций. Выставки всегда очень чутко отражали уровень цивилизации каждой эпохи, традиционно искали новинки технологии и инженерного искусства, каждый раз разгоралось острое международное соперничество, и в Монреале геодезический купол затмили многочисленные тенты. Развитие модернистской предвоенной архитектуры в Европе в значительной степени стимулировалось выставками. И Баухауз, и Ле Корбюзье принимали активное участие в европейских выставках. Всемирная выставка 1970 г. в Осаке (Япония) ЭКСПО-70 после монреальской тентовой выставки 1967 г. выглядела выставкой пневматических сооружений. Наряду с мегаструктурой японского архитектора К- Танге в виде пространственных рам, некоторыми висячими конструкциями, деревом огней и т. п. было использовано много пневматических сооружений, более совершенных, чем на выставке 1963—1964 гг. в Нью-Йорке. Следует упомянуть ряд проектов, оставшихся нереализованными. Я помню сильное увлечение того времени пневматическими конструкциями. Как я и предвидел, ЭКСПО-70 оказалась ареной международного соперничества в области пневматической архитектуры. Это объясняется замечательной особенностью выставок — традицией предоставлять возможности новым направлениям развития и давать им официальное признание.